Размер шрифта: AAA
Цвет сайта:ЦЦЦ
Изображения:
| Поиск | Обычная версия сайта
 
Главная

Оперативная сводка сельхоз работ

Ваше мнение

Ждем Ваши пожелания и предложения по работе сайта

РЕЗОЛЮЦИЯ IV ПРИМОРСКОГО АГРАРНО-ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ФОРУМА


16 марта 2018 г. во Владивостоке в Дальневосточном федеральном университете в рамках выставки «Дальагро. Продовольствие» состоялся IV Приморский аграрно-продовольственный форум (далее - Форум). Организаторами Форума выступили: департамент сельского хозяйства и продовольствия Приморского края, ООО «Дальэкспоцентр», школа биомедицины ДВФУ, ФБГНУ «Приморский НИИСХ», Дальневосточная ассоциация производителей муки, хлеба и кондитерских изделий.

В работе Форума приняли участие представители Администрации и Законодательного Собрания Приморского края, муниципальных образований, контрольно-надзорных органов, бизнеса, сельскохозяйственных предприятий и пищевой переработки, фермерских хозяйств, общественных и научных организаций, ведущие преподаватели и научные сотрудники ДВФУ и Приморского НИИСХ, руководители отраслевых ассоциаций и союзов. 

Участники Форума отмечают, что рынок сельскохозяйственной продукции и продовольствия (пищевой переработки) занимает одну из лидирующих позиций региональной промышленности по объемам и уровню привлекательности.

Однако, не смотря на положительные тенденции, задача обеспечения продовольственной безопасности в Приморском крае не решена. Требуется постоянная и настойчивая работа по развитию агропромышленного комплекса, росту производства, созданию новых рабочих мест, обеспечению населения Приморья высококачественными продуктами питания, повышению качества и уровня жизни населения.

В рамках деловой программы Форума обсуждены и проработаны предложения от            департаментов Администрации Приморского края, предприятий АПК, контрольных и надзорных органов, депутатов, представителей бизнеса, отраслевых ассоциаций и союзов, научных коллективов и общественных организаций.

Дискуссионные мероприятия деловой программы Форума были проведены по темам:

·         продовольственная безопасность региона, роль бизнеса в обеспечении продовольственной безопасности;

·         агропромышленный комплекс для бюджетной и социальной сферы: поставки продовольствия для государственных и муниципальных нужд;

·         контроль качества, борьба с недобросовестной конкуренцией, контрафактом и фальсификацией;

·         современные проблемы пищевых технологий и биотехнологии сырья и продуктов питания;

·         приоритеты развития животноводства, овощеводства и растениеводства.

В рамках дискуссии по теме «продовольственная безопасность» состоялось обсуждение основных подходов к реализации региональной политики, механизма обеспечения продовольственной безопасности и в том числе:

·         развитие производства продуктов сельского хозяйства и продовольственной продукции;

·         привлечение и закрепление молодых кадров в основных отраслях сельскохозяйственного производства Приморья;

·         улучшение экономической и физической доступности качественного продовольствия;

·         развитие рынка основных видов продуктов питания: безопасного, натурального, здорового и функционального;

·         создание системы поддержки региональных производителей качественного продовольствия;

·         улучшение состояния уровня жизни и здоровья населения.

 

Были определены приоритеты, тенденции и задачи регионального рынка продовольствия: взаимодействие с регулирующими структурами, опыт работы власти и силовиков по защите регионального рынка, роль науки и образования в обеспечение продовольственной безопасности, возможности интеграции передового опыта регионов РФ.

 

Обсуждение актуальных вопросов и практики закупок продовольствия для государственных и муниципальных нужд, в том числе для детских, образовательных, социальных и учреждений здравоохранения, выявило ряд проблем и существенных недостатков, которые негативно сказываются на развитии АПК, продовольственной безопасности, здоровье детей, учащихся, больных, оказавшихся в силу тех или иных обстоятельств в учреждениях социальной поддержки или больницах. Существующий порядок:

·         более ориентирован на развитие конкуренции в самом спорном ее понимании, чем на улучшения качества поставляемой продукции, охрану здоровья и повышения уровня жизни населения;

·         при осуществлении поставок для государственных и муниципальных нужд крайне редко практикуются конкурсы с ограниченным участием;

·         не требует от поставщиков необходимого уровня квалификации, в нарушение Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, которым установлено, что поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления отнесены к случаям, требующим от поставщиков необходимый уровень квалификации.

В результате данные категории населения, лишенные права выбирать продукт так, как они это делают в розничной торговле, вынуждены употреблять в пищу продукцию, в отношении которой:

·         не проводятся ежедневные или хотя бы регулярные лабораторные испытания. При этом, в социальные учреждения поставляется продукция низкого ценового сегмента, а отсутствие регулярных испытаний создает непосредственную угрозу здоровью населения;

·         не осуществляется обязательная сертификация и декларирование соответствия в отсутствие лицензирования ее производителей;

·         к поставкам допускаются созданные на подставных лиц фирмы-однодневки и предприятия с заведомо негативной деловой репутацией.

Несмотря на наличие государственных программ здорового питания, государственные же структуры отказываются заказывать для государственных и муниципальных нужд, высококачественное и полезное для здоровья людей продовольствие, например, обогащенные витаминами и микронуклиентами продукты, даже при возможности соблюдения бюджетных ограничений.

 «Союзом хлебопекарных и кондитерских предприятий Сибири» и «Дальневосточной Ассоциацией производителей муки, хлеба и кондитерских изделий» участникам Форума были предложены для рассмотрения изменения и дополнения в Федеральный Закон ФЗ-44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Предлагаемые поправки в Федеральный закон направлены исключительно на обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов для питания наиболее уязвимых категорий населения.

 

Участники Форума в ходе обсуждения практики закупок продовольствия для государственных и муниципальных нужд определили основные проблемы, перспективы и направления работы по совершенствованию закупок для учреждений здравоохранения, образования, социального обслуживания граждан:

·         создания системы адресной поддержки малообеспеченного населения и увеличение уровня доходов граждан;

·         улучшения и усиление контроля качества сырья и продуктов;

·         совершенствования организации и обеспечения здорового питания в дошкольных и школьных учреждениях;

·         вопросы совершенствования Законодательства РФ в области закупок продовольствия для государственных и муниципальных нужд.

Отдельное внимание было уделено обсуждению закупок продовольствия для ВС и ВМФ в рамках гособоронзаказа и проблем участия в поставках региональных предприятий производителей продовольствия.

 

Рассматривая актуальные вопросы государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, меры противодействия недобросовестной конкуренции, борьбы с контрафактом и фальсификатом, эксперты и участники Форума обсудили:

·         взаимодействие торговых сетей и производителей продовольствия;

·         меры совершенствования законодательства в сфере государственного регулирования и контроля качества продовольствия и сырья, поступающего в регион и произведенного местными производителями;

·         повышение эффективности деятельности правоохранительных и надзорных органов по реализации принципов технического регулирования на территории Приморского края;

·         новые ингредиенты в технологии, функциональные продукты питания.

В ходе обсуждения темы «Контроль качества, борьба с недобросовестной конкуренцией, контрафактом и фальсификацией» участники Форума отмечали необходимость:

·         подготовки и принятия постановления Губернатора Приморского края
«Об обеспечении качества и безопасности пищевых продуктов, поставляемых по государственным и муниципальным контрактам», которым утвердить, «Порядок приемки пищевых продуктов, поставляемых по государственным и муниципальным нуждам в Приморском крае»;

·         создания систем управления обеспечения качества;

·         развития технического регулирования как основы формирования качественной конкурентной среды;

·         повышения эффективности совместных действий власти, бизнеса, общественности, контролирующих и надзорных органов по защите региональных рынков от фальсификата и контрафакта, обеспечении безопасности жизни населения.

 

Рассмотрев повестку IV Приморского аграрно-продовольственного Форума, обсудив основные тренды развития АПК, участники Форума признают приоритетным направлением региональной политики повышение качества жизни и здоровья населения, обеспечение продовольственной безопасности Приморья.

Участники Форума полагают, что продовольственная безопасность – это защита жизненно важных интересов личности, общества, региона и государства от дефицита в обеспечении их потребностей экономически доступными и качественными продовольственными ресурсами.

Участники Форума, отмечают, что продовольственная безопасность региона, базируется на концепции самообеспечения основными видами продовольствия и является неотъемлемой частью всей системы национальной и экономической безопасности Российской Федерации.

Участники Форума уверены, что пресечение недобросовестной конкуренции, реализации в регионе фальсификата и контрафакта позволит развить здоровую конкуренцию на рынке, увеличить объемы реализации местной качественной и полезной для здоровья людей продукции, наполняемость бюджетов. Положительно скажется на здоровье населения, уровне жизни дальневосточников, развитии АПК Приморья.

 

Участники Форума, в целях развития аграрно-промышленного комплекса, обеспечения продовольственной безопасности Приморья, повышения качества жизни и здоровья населения, предлагают:

     1. Использовать возможности действующего законодательства Российской Федерации, которое позволяет более эффективно и рационально организовывать закупки для государственных и муниципальных нужд, в целях повышения качества закупаемого продовольствия для учреждений социального обслуживания граждан, детских, образовательных и медицинских учреждений, обеспечения продовольст-венной безопасности региона, поддержки местных производителей, наполнения бюджетов, эффективного использования бюджетных средств для экономического и социального развития.  В этих целях:

·         при организации и осуществлении закупок продовольствия для учреждений социального обслуживания граждан, детских, образовательных и медицинских учреждений, способов определения поставщиков, перейти от проведения электронных аукционов к проведению конкурсов с ограниченным участием, что позволит повысить безопасность и качество поставляемых продуктов питания;

·         оптимизировать и унифицировать предконтрактную подготовку повысить качество технической документации, требований к качеству и безопасности поставляемой продукции, планировать и проводить закупки на год, а не квартал или полугодие;

·         более полно учитывать рекомендации диетологов при организации питания граждан различных возрастных групп, больных и детей;

·         для эффективного использования возможностей региональных производителей качественного продовольствия, исключить возможность объединения в одной закупке товаров из различных групп (видов продукции), например, рыбы и мяса;

·         в целях эффективного использования бюджетных средств, предложить Администрации Приморского края обучить на семинарах заказчиков и поставщиков, вести мониторинг торгов, организовать ведение реестра добросовестных поставщиков;

·         практиковать ежегодное проведение краевых выставок и дегустаций для заказчиков продовольствия для государственных и муниципальных нужд, например, «солдатский хлеб», «здоровое питание», «детское питание», «социальное питание» и т.д.

 

     2. Предложить временно исполняющему обязанности Губернатора Приморского края А.В. Тарасенко дать поручение соответствующим органам исполнительной власти:

·         в целях выработки и осуществления комплексных и систематических мер по противодействию незаконному ввозу, производству и обороту продукции пищевой промышленности, в том числе контрафактной и фальсифици-рованной, а также в целях осуществления мониторинга, организационного обеспечения, координации деятельности и взаимодействия органов исполнительной власти Приморского края, федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций - создать межведомственную отраслевую рабочую группу по противодействию незаконному обороту продукции пищевой промышленности при Комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Приморском крае;

·         создать на принципах потребительской кооперации, Оптово-распределительный Центр и систему социального питания в Приморском крае, для внедрения системы предварительного размещения государственного заказа на выращивание, хранение и производство пищевых продуктов для государственных нужд путем заключения заранее оплачиваемых государственных контрактов, с отсрочкой исполнения поставок продукции на «будущее время»;

·         с целью закрепления молодых специалистов, врачей, учителей, агрономов, механизаторов и других нужных кадров в сельской местности, разработать Программу строительства жилья в сельских поселениях для выпускников специальных, средних и высших учебных заведений, выделив в каждом районе земельные участки, обеспеченные инженерной инфраструктурой, для последующего строительства на этих участках малобюджетного малоэтажного жилья молодыми специалистами по ипотечной льготной программе кредитования;

·         с целью повышения покупательной способности малообеспеченных групп населения, обратиться в Министерство промышленности и торговли РФ с просьбой о проведении пилотного проекта по внедрению в Приморье с 2019 г. адресной социальной поддержки населения и продовольственных карточек;

·         организовать командировки экспертов, сотрудников администрации и депутатов Приморского края:

a. в Ямало-Ненецкий АО, Москву, Новосибирск с целью изучения и внедрения положительного опыта проведения закупок для государственных и муниципальных нужд и в т.ч. конкурсов с ограниченным участием;

b. в Смоленскую, Владимирскую, Ленинградскую, Тюменскую области, Ставропольский и Краснодарский край, с целью изучения опыта реализации проекта ТПП России «Агро! За качество».

 

     4. Предложить Администрации Приморского края:

·         для обеспечения рационального и целевого использования земель сельскохозяйственного назначения в Приморском крае провести в 2018-2019 гг мониторинг, инвентаризацию и анализ использования земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий их разрешенного и фактического использования;

·         с целью повышения контроля, точности и оперативности статистической информации, создания современных IT-платформ, формирования системы «BIG DATE», формирования и внедрения электронной системы контроля за качеством, объявить краевой конкурс среди IT компаний на разработку ТЗ и создание регионального портала по противодействию контрафакту и фальсификату, незаконному обороту промышленной и продовольственной продукции, с участием общественных организаций по защите прав потребителей, СМИ и интернет пользователей;

·         для повышения информированности производителей продовольствия, торговли и населения разработать и организовать выпуск оперативного Информационного интернет бюллетеня, содержащего исчерпывающие данные обо всех случаях выявленного фальсификата и контрафакта на территории Приморья;

·         по примеру органов государственной власти гг Москвы, Санкт-Петербурга, начать формирование стратегических резервов продовольствия и построение системы обеспечения граждан пищевыми продуктами в случае негативных событий (природных и техногенных катастроф).

 

            5. Предложить департаменту сельского хозяйства и продовольствия, Приморского края предусмотреть в краевой программе развития сельского хозяйства дополнительные меры по увеличению производства пищевой продукции диетического, профилактического и функционального назначения.

6. Предложить департаменту сельского хозяйства и продовольствия, департаменту лицензирования и торговли Приморского края выступить инициаторами и собрать за круглым столом представителей производителей молочной продукции Приморского края, крупного сетевого ритейла, контрольных и надзорных органов с целью детального обсуждения причин, которые приводят к появлению молочного фальсификата (молочной продукции, принципиально не соответствующей по жировому составу и микро-биологическим  показателям стандартам Российской Федерации  для данной продукции) на полках магазинов  и совместной выработки возможных и реальных механизмов борьбы с подобными негативными явлениями  в Приморском крае

      6. Обратиться к депутатам Законодательного Собрания Приморского края с предложением внести в Государственную Думу РФ о единообразной уголовной ответственности за фальсифицирование продуктов питания, лекарств и алкоголя. Причинение вреда здоровью фальсификатом, может быть отдельной, более жесткой статьей.

 

       7. Предложить Общественной и Счетной палатам Приморского края провести анализ эффективности использования бюджетных средств при осуществлении закупок продовольствия для государственных и муниципальных   нужд за период 2015-2017 гг.

 

       8. Объединить усилия Общественных палат, Советов ветеранов, ОНФ, СМИ общественных организаций по защите прав потребителей, в повышении уровня жизни населения, обеспечении продовольственной безопасности, защите населения и региональных рынков от фальсификата и контрафакта.

 

Практическим результатом проведения Форума должна стать реализация мер, направленных на: развитие АПК, защиту регионального рынка, рост конкурентоспособности экономики региона, обеспечение населения Приморья высококачественными продуктами питания, повышение качества и уровня жизни населения, совершенствования практики закупок продовольствия для государственных и муниципальных нужд, наполнения бюджета, сохранение народонаселения и здоровья общества.

Ключевые предложения, решения и рекомендации, выработанные в рамках проведения деловой программы Форума, будут учтены департаментом сельского хозяйства и продовольствия Приморского края при подготовке документов регионального стратегического планирования на средне- и долгосрочную перспективу.